19 марта ходил в Москве на спектакль по произведению одного из моих любимых пьесописателей Тома Стоппарда (собственно их всего два, второй - Уильям Шекспир) "Берег утопии". Сегодня с утра я говорил о том, как велик Стоппард, что это гений, на что мой друг заметил: "в путеводители "Автостопом по Галактике" говорится о том, как велик космос. Но истинное его величие не понимаешь. Он велик. Действительно велик". То же самое я могу сказать о таланте и подсознании Тома Стоппарда: они действительно великие. "Розенкранц и Гильдернштерн мертвы", "Аркадия", "Художник, спускающийся по лестнице", а теперь "Берег Утопии". Спектакль длится восемь часов с 12 до 22 с учетом перерывов и антрактов. Это не первое испытание искусством, ранее я два раза смотрел "Бесов" в МДТ в постановке Льва Додина длительностью в семь с половиной часов, так что уже привычен к спектаклям длинною в день, более того, они интересней стандартных, хотя вокруг очень многие говорили именно о длительности спектакля, о том, что целый день выдернут из жизни, принесен в жертву на алтарь искусства: "я им сказала: сегодня не звоните мне, я в театре. Они, конечно, знают, что я люблю театр, но..." и т.д. и т.п.
(Продолжить)
"Берег утопии" посвящен русским деятелем середины XIX века: Бакунину, Белинскому, Герцену, Огареву, их ближайшим сподвижникам. Стоппард показал нравственные, духовные метания, как развивались их взгляды, отношения с близкими людьми, поиск ими утопии - того общества, в котором все будут счастливы. Ее ищут и русские, и французы, и немцы. Не раз на сцене говорится о России, и ее судьбе. В этих поисках крушатся идеалы, огоньки мыслей блуждают, но "где та карта, что укажет путь к этой цели"? Очень много можно дальше рассказывать: о безудержной энергии Бакунина, правдолюбии Герцена, нервности и пылкости Белинского, флегматичности Тургенева... Но не буду рассказывать о самом действии, для этого лучше прочитать или посмотреть пьесу. Кстати, не могу не отметить очень и очень хорошую игру актеров, также, как и режиссуру. За это отдельное спасибо, что не испортили, а наоборот, донесли до зрителя пьесу и идеи, заложенные в нее Российскому Академическому Молодежному Театру и всем участникам спектакля. Закончу лишь фразой Герцена: "Смысл не в том, чтобы преодолеть несовершенство данной нам реальности. Смысл в том, как мы живем в своем времени. Другого у нас нет." Хочется эту фразу пронести через жизнь. Ведь другой у нас нет, как и другого времени для нее.